Обмен подарками: как россияне тратят деньги на 23 февраля и 8 марта?

Исследования показывают: подарки женщинам на 8 марта стоят в среднем вдвое дороже, чем подарки мужчинам на 23 февраля. Что предпочитают дарить и получать россияне, насколько угадывают с желаниями и как изменилась ситуация в этом году?

Удаленка помогает экономить. Так называемые гендерные праздники в нашей стране имеют достаточно стойкую традицию празднования и обязательно включают подарки близким людям: членам семьи, коллегам, любимым и знакомым. Если прошлый год вполне укладывался в тренды по покупкам подарков к этим датам, то теперь из-за внешних ограничений и общего экономного потребительского поведения состав и стоимость праздничной подарочной корзины изменились.

В этом году ожидается сокращение масштабов трат, а также количества купленных подарков. Во-первых, из-за того, что многие по-прежнему работают удаленно, а значит, не будут покупать подарки коллегам. Во-вторых, из-за снижения общей покупательской способности населения.

Тем не менее россияне довольно оптимистично смотрят в будущее. По результатам исследования потребительского поведения россиян компании «Делойт», гендерные праздники в этом году собиралось отметить большинство россиян: 85% респондентов — 23 февраля, 91% — 8 марта. При этом подарков на 8 марта будет куплено больше в процентном и количественном отношении — 79 и 98% опрошенных соответственно планировали обязательную покупку подарков.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод: на День защитника Отечества более значимым воспринимается само празднование, а на Международный женский день решающую роль играют подарки, которые, согласно исследованию, обходятся в два раза дороже, чем на 23 февраля.

Подарок в конверте. Обычная стоимость подарка для мужчины колеблется в пределах 1–2 тыс. руб., а для женщины — 2–4 тыс. руб. Среднестатистический российский мужчина за время праздников приобретает примерно шесть подарков на общую сумму около 11 тыс. руб., тогда как женщина покупает в среднем семь подарков примерно на 10 тыс. руб. Эта тенденция устоялась давно: мужчины и раньше покупали меньшее количество подарков, но большей стоимостью. Нужно отметить, что эти суммы укладываются в тренды прошлых лет, а изменения коснулись структуры трат. Как отмечается в отчете «Делойт», в современных условиях внешних и внутренних ограничений траты на подарки к гендерным праздникам сократили 22% россиян, но каждый четвертый — увеличил.

Как и прежде, самым желанным подарком для всех остаются деньги, но реально дарить конверт в этом году собирается лишь каждый четвертый россиянин, ведь подобные подарки не создают праздничного настроения и часто расходуются на простые бытовые нужды, что совсем не создает атмосферу праздника.

Как отмечается в том же исследовании, мужчины, помимо банкнот, совсем не против получить в подарок бытовую технику и электронику, смартфоны, MP3-плееры, планшеты и пр. При этом женщины планировали дарить мужчинам косметику и парфюмерию (32%), а также алкоголь (28%).

За время пандемии и ограничений люди, видимо, устали от «принудительных активностей» и занятий саморазвитием, поэтому оплата обучения, абонементы в спортивные залы и на мероприятия, поездки и активный отдых, а также цифровые продукты и игры интересуют минимальное количество опрошенных.

Что порадует женщин? Конверту с деньгами будут рады 47% женщин, косметике — 50%. Вместе с тем 47% сказали, что также будут рады цветам, которые им собирается преподнести 61% опрошенных мужчин. Также 51% последних постарается вместе с консультантами магазинов разобраться в тонкостях женской косметики, а 48% остановятся на сладких презентах. Несмотря на популярность денежных подарков у обеих групп опрошенных, только 22% российских мужчин планируют дарить деньги в ближайшие праздники.

По объективным причинам сократилось количество событийных подарков. Праздничные поездки оказались ограничены территорией нашей страны, а многие россияне пока совсем отказались от путешествий. Зато привычные и милые нашему сердцу праздники можно отметить в семейном кругу или за романтическим ужином со свечами!

В целом нужно сказать, что структура праздничного потребления не сильно изменилась по сравнению с прошлым годом, что вселяет еще больше оптимизма в эти дни! С праздниками!

Николай Перепёлкин, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова